Следите за нами:
Про технологии Про бизнес Про опыт Про книги Прокачай!

Заказчик и разработчик: постановка задачи

Что бывает, когда неопытный заказчик встречается с недобросовестным исполнителем? О, это настоящий луна-парк! Дмитрий Скляров, директор ИТ-компании «Бизнес-Альянс», при помощи коллег собрал вместе основные риски, подстерегающие заказчиков сайтов. Вы заказчик? Из  этой статьи вы узнаете, как надо и как НЕ надо ставить задачу исполнителю. И помните: доверяя — проверяй!
Кто здесь?

Заказчик – лицо, принимающее решения (ЛПР). Физическое лицо, ИП, сотрудник компании, который курирует создание корпоративного сайта, руководитель либо владелец бизнеса – все это он, заказчик. У него есть задача, которую он хочет решить. Иногда думает, что для решения задачи ему нужен сайт, и тогда он идет к Исполнителю.
Исполнитель – тот, к кому обращается заказчик. Принимает различные облики: от молодого талантливого человека с макбуком до крупной компании-интегратора, состоящей из сумрачных, уже не очень молодых людей с ноутбуками Asus. Решает (или не решает) задачу заказчика тем или иным способом.

Если бы все участники процесса под громким названием «создание сайта» были опытными и честными, статья была бы не нужна. Встреча неопытного заказчика с недобросовестным исполнителем неизбежна: конкуренция на рынке веб-разработки высока, а умение выбирать приходит с опытом. Хорошо крупным компаниям: если у вас есть свой IT-департамент, то шансы выбрать недостойного исполнителя резко падают. А если департамента нет? Автор делает попытку выступить в роли К. О. и надеется, что статья поможет неопытным заказчикам из сектора SMB, которые чаще всего сталкиваются с недобросовестными исполнителями, принимать правильные решения.

Вы, как заказчик, неизбежно будете участвовать в следующих процессах:
  • первичная постановка задач, которые сайт должен для вас решить,
  • выбор исполнителя, к которому вы с этими задачами придёте,
  • выбор и регистрация доменного имени для сайта,
  • оплата размещения сайта в интернете – услуги хостинга,
  • выбор системы управления (платформы, CMS),
  • подготовка материалов (контента), которые исполнитель получит для обработки и размещения на сайте в финальной стадии проекта.
Все эти процессы, за исключением регистрации доменного имени, влияют на бюджет, на срок выполнения работ и, в конечном итоге, на результат. И лучше, если вы будете предупреждены о рисках и возможных способах обмана до того, как оплатите первый счёт.

Сегодня речь пойдет о самом первом этапе – о постановке задачи.

Неправильная постановка задачи

Итак, вам нужен сайт? Нет. На самом деле, вам нужен не сайт. Вам нужно решение задачи, но вы уже откуда-то знаете, что без сайта её не решить. На первом этапе ваша главная цель – объяснить эту задачу исполнителю.

Что это?

Для вас постановка задачи – это формулировка условий в духе «что у меня есть и что я хочу получить». Классическое определение есть в Википедии. Для создания сайта задача может звучать, например, так: «Я торгую насосами. У меня около 500 позиций на складе, и мне нужно показывать ассортимент покупателям из других регионов так, чтобы они видели насосы и их характеристики. Я думаю, что это понравится им больше, чем отправка прайсов по электронной почте, а мои менеджеры будут экономить своё время для решения по-настоящему важных вопросов. Менеджеров всего двое, и они не очень уверенно обращаются с компьютером».

Задачи могут быть любыми, иногда переплетаясь между собой в безумный орнамент:
  • увеличение объёма продаж;
  • выход на новый рынок;
  • новые активы в портфеле брендов;
  • выполнение распоряжения руководства;
  • исполнение требований законодательства;
  • исполнение собственных желаний;
  • исполнение собственных фантазий (создание аналога auto.ru за 20 тысяч рублей и 14 дней)
  • избавление от скуки;
  • имитация бурной деятельности на новом месте работы или под угрозой потери старого;
  •  Санька три магазина и один сайт, а я чё, хуже? Пацаны ништяк за 5 тыщ сделают!
Опытный исполнитель всегда спросит, для чего вам сайт. Неопытный — спросит, что вы там хотите видеть.

Такой вопрос должен вас насторожить. Кто из вас профессионал в веб-разработке, вы или исполнитель? Не нужно делать за исполнителя его работу и рассказывать, что вы там хотите видеть: велик шанс, что вам именно это и сделают. То есть реализуют желания непрофессионала профессиональным способом. Результат неприятно удивит всех участников процесса.

Риски заказчика при постановке задачи
  • Ваша задача может остаться нерешенной. Если вы не донесли до исполнителя суть задачи (помните, сайт — лишь инструмент!), а исполнитель не сумел или не захотел вас понять — появление сайта не изменит в вашем бизнесе ничего.
  • Финансовый риск. Неправильная постановка задачи ведёт к перерасходу средств и непригодности результата.
  • Рост расходов на эксплуатацию сайта. Неумеренность кончается плохо. Если вы — частный предприниматель, то логика построения корпоративных сайтов крупного бизнеса для вас не годится. Не потому, что «вы хуже» или «у вас меньше денег» — у вас разные рынки и разные задачи. Что толку от фотогалереи, где нет фотографий, или от новостей, появляющихся один раз в полгода?
  • Потеря репутации. Компания, на чьём сайте есть не используемый функционал (раздел для специальных акций, которые никто и не думал проводить, или новости, не обновлявшиеся полгода), не выглядит доверительно.
Причины возникновения рисков

Отсутствие опыта эксплуатации сайтов, отсутствие базовых знаний об интернете и его возможностях, избыточное доверие к исполнителю, переоценка собственных возможностей, незнание рынка.

Как правильно поставить задачу?

Если у вас в штате есть профессионал (маркетолог или бизнес-аналитик), поручите это ему. Впрочем, вряд ли в таком случае вы будете читать эту статью. Если же нет — не беда.

Расскажите о своем бизнесе честно: исполнитель, не понимающий суть и масштабы того, чем вы занимаетесь, никогда не решит ни одну вашу задачу.

Не пытайтесь казаться чем-то большим, нежели вы есть: эксплуатация сайта — это отдельный бизнес-процесс. Если у вас нет для него ресурсов, то выбирайте то решение, которое можете себе позволить, или откажитесь от проекта вообще.

В общем, ведите себя, как на приеме у незнакомого доктора: предоставьте ему всю информацию и внимательно следите за ответами. Если у вас нет ноги, а врач рекомендует заняться бегом, чтобы нога отросла заново (« — у вас нет сайта, поэтому такие плохие продажи, а мы его сделаем, и продажи пойдут») — вам врут. Плохие продажи обычно являются следствием плохой работы компании, и если у вас проблемы с персоналом, оборотными средствами или менеджментом, то сайт их не решит, а добавит ещё одну: себя.

Обязательно обратитесь к нескольким разработчикам, даже если коллеги или друзья вам рекомендовали тех-самых-ребят-что-сделали-нам-ого-как-хорошо.

Во-первых, вы не знаете, хорошо оно или нет. Во-вторых, ваш советчик может быть таким же неопытным заказчиком, как и вы. Спросите его, какой экономический эффект он получил от сайта. Если ответ будет в духе «не знаю, но там все так красиво» или «да звонили как-то, не помню, кто», то ваш советчик не компетентен.

Помните, что вы заказываете сайт, а не «рекламу в интернете». Некоторые заказчики считают, что сайт – это аналог печатного рекламного буклета. Да, и буклет, и сайт нужны для информирования потребителя. Они могут быть даже схожи внешне. Но это грубая ошибка: с буклетом нельзя взаимодействовать, буклет не находят поисковые машины, в буклет нельзя внести изменения после того, как он напечатан. Если вы подходите к сайту с теми же требованиями, что и к полиграфической продукции, а исполнитель будет вас слушать – финал немного предсказуем.