Следите за нами:
Про технологии Про бизнес Про опыт Про книги Прокачай!

Ярослав Андреев: «Могу и просто!»

Об особенностях бизнеса и Интернета мы поговорили с Ярославом Андреевым, обладателем звания «Самый упорный миллионер» по версии жюри конкурса «Молодые миллионеры 2012». Ярослав, больше известный как «Эльф Торговец», начал бизнес-карьеру 9 лет назад. За плечами Эльфа десятки проектов, богатейший управленческий опыт и мешок гениальных идей, которые он по доброте душевной раздает всем нуждающимся – абсолютно бесплатно.
— Ярослав, известно, что свое первое состояние ты сколотил в Интернете. Почему Сеть? Открыть палатку проще же.

— Нет, не проще. Интернет проще. Тебе не нужно никаких капиталовложений, нужен только компьютер, у тебя больше свободы действий. Конечно, я выбрал именно Сеть не только из-за простоты. В то время я много играл в компьютерные игры и решил так: хочу, чтобы мое любимое дело приносило деньги. Идея заработать на хобби родилась сама собой.

Еще один аргумент в пользу интернет-бизнеса - это огромная аудитория. Охват значительно больше, понимаешь? Если ты делаешь свое дело хорошо, то и зарабатывать будешь много.

— Ты не скрываешь своей причастности и к «реальному» сектору бизнеса – есть свое кафе в Москве, сеть танцевальных школ. И все же имидж Эльфа Торговца неразрывно связан именно с Сетью. «Виртуальность» тебе ближе «реальности»? Почему?

— Нет разницы между «виртуальностью» и «реальностью». Я же не «виртуальный» предприниматель, а вполне реальный, зарабатываю реальные деньги. Но развивать «эльфийский» брэнд буду продолжать именно в Интернете, потому что это дешевле и легче.

Так исторически сложилось, что я помогал нескольким интернет-проектам, которые прогремели на всю Россию. Благодаря им я тоже прогремел. Например, поклонники сериала «Теория Большого Взрыва» и других ситкомов в озвучке студии «Кураж-Бамбей» знают меня именно как Эльфа Торговца – это мне после каждой серии выражается «особая благодарность».

— 9 лет назад, когда ты начинался как Эльф, Интернет был другим, не таким «освоенным». Каким ты видишь его сейчас? Остались ли еще незанятые ниши для начинающих миллионеров?

— Интернет был совершенно другим. Да что там – его не было! Да, сейчас он более «вспаханный», но это не мешает молодым талантам зарабатывать собственные миллионы в Сети. Притом куда проще, быстрее и больше, нежели мог я в свое время. Возможностей – больше. Аудитория – больше. Ниш – огромное количество!

Социальную сеть, конечно, не надо делать. Но пустых рынков много. Интернет-магазины, например. Мы сейчас с трудом наберем пять интернет-магазинов, которыми можно нормально пользоваться. А посмотри, сколько магазинов офлайн? Вот столько должно быть и онлайн, даже больше. Да, огромное количество интернет-магазинов уже есть, но все они неудобны.  Многие делают магазин, но никто  не делает сервис. Необходимо, чтобы было комфортно – это нужно ставить во главу угла! Не низкие цены, а удобство, правильное отношение к клиенту, к его времени. О, за это люди готовы платить! Вот только некому. Я тут хотел заказать подарок с доставкой – я не смог! Нет онлайн-магазина, который бы работал круглосуточно 7 дней в неделю и принимал бы кредитные карты. То есть мне проще в обычный магазин зайти и самому подарок отвезти.

Совершенно пустой рынок предоставления профессиональных консультаций. Психологи, врачи, юристы… Они всем нам нужны, но нет такого портала, где можно было бы получить исчерпывающую и гарантированно качественную консультацию по интересующему тебя вопросу. Что мешает создать такой сервис? Да ничего. Создавайте, зарабатывайте!

— Что сейчас в тренде? Какие направления интернет-предпринимательства на сегодняшний день наиболее популярны? Куда вкладывать?

— Сериалы. Сериалы переживают бум. Правда, он настиг нас значительно позже, чем Америку, например – там это все было лет 10 назад. Но сейчас они у нас просто мегапопулярны. Люди, которые озвучивают сериалы для Интернета, становятся звездами в реальной жизни. Их голоса любят, их приглашают на радио, телевидение, о них пишут, их узнают на улицах.  

Что еще? Видеоблоггинг. Это бесспорный тренд, и он продержится еще очень долго, потому что у нас в стране профессиональный видеоблоггинг только зарождается. Конечно, были Макс +100500, «“Спасибо”, Ева!», Caramba.tv, они есть, и будут. Их успех приведет к появлению второй волны популярности такого формата.  И здесь огромные возможности! Это лучше телевизора. Каналы борются за рейтинг, так как единовременно ты можешь смотреть только один эфир. Но видеоблоггерам конкурировать не нужно – их может быть хоть 100, хоть 1000, и все они могут быть популярными, потому что ничто не мешает тебе посмотреть одного блоггера, потом другого, потом третьего и т.д.

И здесь очень хорошая монетизация. Вот, например, мой относительно свежий проект – шоу «Пора валить» с Русланом Усачевым. Это блог о путешествиях. Мы быстро нашли спонсора – компанию aviasales.ru, которая продает билеты онлайн. Нам выгодно, зрителю понятно и выгодно, рекламодателю тоже выгодно, потому что вся без исключения аудитория видеоблога максимально лояльна, так как выбор сделан осознанно. Реклама бьет точно в цель!

Став популярным, блоггер может зарабатывать все больше и больше – его начнут приглашать сниматься в рекламе, работать на радио и ТВ, он может заниматься видеопродакшеном, то есть зарабатывать уже непосредственно производством контента.

— Разумно ли садиться на хвост трендам? Или лучше завести карманного экстрасенса для предсказывания того, что будет в моде завтра?

— Экстрасенсов не существует. А тренды вот они – только оседлать осталось. Лучше, конечно, вкладывать в то, что только зарождается  и будет успешным в будущем. Для этого даже «чуйка» не нужна – нужна лишь способность мыслить.

— Насколько стоит доверять мышлению других людей? Бизнес-гуру, аналитикам и прочим специалистам?

— Так, смотри. Аналитики, гуру, советчики, выпускники MBA-курсов – от них нужно держаться подальше. Они ничерта не понимают. Если бы понимали – давно сами бы уже стали миллионерами. Они умеют только болтать, но не делать. Хочешь успешный бизнес? Обратись к успешному бизнесмену. Хочешь собственный звездный видеоблог? Спроси успешного видеоблоггера, как он стал звездой. Ребята все открытые, они дают реальные советы, опираясь на реальную практику, на свой собственный опыт.

— Веришь ли ты в существование типа людей, которые ни с какими аналитиками-наставниками не смогут и десяти рублей заработать в Интернете?

— Да, верю. Такие люди есть. Это слабаки, не уверенные в своих силах. Понимаешь, все успешные сейчас люди они когда-то были не успешными. На меня ведь тоже не свалились деньги, мне никто  не принес чемодан с валютой, мол «На, делай бизнес». Все, что я построил – это построено моими руками или моей головой. И, конечно, руками моих компаньонов и партнеров. Но все это мы сделали с нуля.

Как понять, стоит ли браться за дело? Да просто – если ты думаешь, что у тебя что-то не получится, не берись. Одно должно быть правило – «могу и просто». Вытатуируйте эти слова себе на лбу и почаще смотритесь в зеркало. Могу и просто. Только с такими мыслями можно чего-то добиться. Секрет в позитивном мышлении и вере в себя.

— Каким интернет-бизнесом не стоит заниматься ни при каких обстоятельствах?

— Любым бизнесом, который связан с обманом, разводом, противоправными действиями и т.д. Даже если он выгодный и приносит деньги, им не нужно заниматься. Табу – это все, что противоречит общепринятой морали. Я даже не говорю про законы – законы в каждой стране свои, они пишутся и переписываются, и при этом не имеют ничего общего с тем, что хорошо, а что плохо. А вот мораль, совесть – это то, что не меняется.

— Мы знаем, что из миллионера ты уже не раз превращался в форменного голодранца и обратно в миллионера. Как? Поделись житейской мудростью. Какие уроки ты извлек из своих банкротств?

— Самое первое мое банкротство произошло по глупости и неопытности. Мы с партнером начали свое дело, интернет-магазин. Все завертелось, понеслось,  и в свои 20 с чем-то лет, уже не помню точно, я зарабатывал по 200-300 тысяч рублей в месяц. Это еще не миллионер, но это уже большая, хорошая зарплата, особенно в то время. Нет бы мне эти деньги вкладывать… Но я их начал тратить. И я, и мой партнер. Мы что называется «зазвездились». Нам показалось, что мы нашли волшебную формулу вечного богатства, что теперь деньги будут течь к нам рекой. Но река быстро иссякла. На последние 70 тысяч я рванул в Анапу. Хорошо отдохнул, вернулся и понял свою ошибку. Понял, что мне нравится зарабатывать, но я больше не хочу терять. Начали все по новой. За полгода увеличили прибыль, которая была у нас до разорения. Мы купили по новой машине, арендовали новый офис, дела пошли в гору.

Больше я деньги не тратил. Мы тогда раз и навсегда пообещали себе больше так не делать – не «вытаскивать» деньги из бизнеса. Это сейчас хорошо – и форумы всякие, и конференции, и мастер-классы, и бизнес-ангелы, и фонды всевозможные. А тогда этого ничего не было, никто не смог подсказать нам, как правильно поступить. Все только нудили, что у нас ничего не получится.

Еще, что я понял – не нужно начинать дело ради денег. Оба раза, когда я так поступал, я ничего не заработал. Так было с цветочным магазином, так было с фотостудией. Цветочный бизнес я начинал ради денег. Мне не нравятся цветы, я их не люблю, но увидел бизнес-план, вроде хороший. Был оптовый склад, были два магазина в Питере… Но поскольку душа не лежала, дело не пошло и мы прогорели.

Другой урок: нельзя начинать бизнес с друзьями. Нужно правильно выбирать компаньона. Да, потом он может стать твоим другом, но только в такой последовательности: сначала компаньон, потом друг. Не наоборот. Был эпизод, когда я взял себе в компаньоны не того человека. Мы занимались интернет-провайдерством. Все шло неплохо, но настал момент, когда партнер захотел тратить, а нужно было вкладывать. Я просто ушел – оставил в целом перспективный бизнес и переключился на другое.

О каких-то чисто технических ошибках я тебе не расскажу – я просто не занимаюсь техническими вопросами. Для этого у меня есть специально обученные люди и специалисты, лучшие. Каждый должен заниматься своим делом. Если ты умеешь приготовить рыбу, это не значит, что ты можешь открыть ресторан. А я знаю, как открыть ресторан, хотя рыбу готовить не умею. Я стратег, менеджер, управленец – и хорош именно в своей области.

— А как понять, что человек «лучший», что ему можно доверить что-то важное?

— Это видно сразу. Когда человек при обсуждении общего дела в первую очередь спрашивает о том, сколько он будет с этого иметь – это не тот человек. А вот когда он загорается, соглашается на временные лишения, готов работать что называется за еду, буквально горит делом – тогда этот твой парень. Нужны фанатики, влюбленные в идею. Они выиграют, остальные – проиграют.

— Ты уверен в завтрашнем дне?

— (Смеется) Нет. Если человек уверен в том, что будет завтра – он мертв.