Следите за нами:
Про технологии Про бизнес Про опыт Про книги Прокачай!

Типичные ошибки при разработке интернет-магазина

Если вы решили заняться продажами в интернете, вам, конечно, потребуется интернет-магазин. И, конечно, разработчик, который  возьмется за ваш проект. Для того, чтобы не наделать ошибок на самом старте, стоит с особой тщательностью подойти к выбору исполнителя. Интернет-магазин – ваш основной инструмент продаж, выглядеть и работать он должен безупречно. Как правильно подойти к выбору веб-студии и построить взаимоотношения с разработчиком, советует  Константин Обухов, генеральный директор интернет-агентства «Инфоспайс».

Юлия Денисова
Ответьте себе на вопрос «зачем вам интернет-магазин?»

Чаще всего начинающие предприниматели выбирают один из двух полярных вариантов: либо идут к знакомым и спрашивают, кто им делал сайт, либо обращаются к фрилансерам (так же, по рекомендациям), потому что это дешевле.

Компании размером побольше  проводят мини-тендер, в котором участвует несколько веб-студий.

Возьмем ситуацию, при которой вы решили самостоятельно обзванивать веб-студии. Первое, что вы услышите на другом конце провода: «А есть ли у вас ТЗ или описание проекта?» Если вас этот вопрос ставит в тупик, значит надо отложить в сторону телефон и спросить себя, «для каких целей мне нужен сайт?!» Это практический вопрос, и на него ответить сможете только вы, а не веб-студия.

Второй важный вопрос, кто ваша целевая аудитория. Далее, как вы будете находить своих покупателей, чем уговаривать покупать именно у вас и как именно продавать товары.

Немаловажно также спрогнозировать вашу возможную прибыль и соотнести ее с бюджетом на разработку. Возможно, вам будет достаточно готового решения для интернет-магазина. Но вы должны понимать, что получите в итоге, и какие у сайта будут ограничения.

Готовое решение на популярной платформе – оптимальный вариант для начинающего малого и среднего электронного бизнеса, это ваша площадка для старта в рамках ограниченного бюджета. Эти решения позволят вам довольно быстро начать торговать.

Выбор между платной или бесплатной системой управления сайтом (CMS) зависит от стратегии развития проекта: если вы планируете серьезно вложиться в свой интернет-магазин, а не попробовать свои силы в электронной коммерции (получится или нет?), то лучше выбор сделать в пользу платной и популярной среди веб-студий системы.

Как выбрать студию?

Главным ориентиром для человека, ищущего подрядчика на разработку сайта, будет ясность процесса разработки, бюджет и сроки.

Надо быть реалистом и понимать, что за 5000 руб. вам не сделают аналог Амазона. А для  того, чтобы правильно оценить затраты на проект и составить предварительный бюджет, вам необходимо будет сделать краткое описание проекта.

Краткое описание вашего проекта – это ваш рабочий документ, с которым вы обращаетесь в веб-студию: мини-бриф, где вы описываете свой интернет-магазин. Допустим, «мой интернет-магазин будет специализироваться на продаже сантехники такого-то производителя, ассортимент – 500 товаров, в магазине будут даны фотографии товаров и их характеристики». Обязательно надо прописать процесс покупки, можно своими словами, например, «человек заходит на мой интернет-магазин, видит каталог, начинает выбирать нужную категорию товаров, попадает на следующую страницу, где подбирает себе по цене или бренду нужный товар, далее переходит на карточку товара и т.д.».

Указать конкурентное преимущество вашего интернет-магазин: «Наши цены, как у всех, но мы доставляем бесплатно». Не лишним будет указать ссылки на сайты, которые вам нравятся: «Фильтры мне нравятся на этом сайте, корзина на этом и т.д.».
Желательно указать размер вашего бюджета. Серьезные веб-студии всегда спросят вас об этом и никогда не назовут полную стоимость сайта только после двух минут общения.

В итоге мы формируем портрет проекта. C мини-брифом мы обращаемся в приглянувшиеся нам веб-студии. Не надо высылать его сразу всем студиям! Лучше сначала позвонить в веб-студию, выяснить условия и процессы их работы (например, делают ли прототипы или с какими минимальными бюджетами они работают), а потом уже высылать краткое описание проекта.

Компания, к которой вы обращаетесь за разработкой сайта, в идеале должна понимать ваш бизнес, хотя бы в части процесса продаж. Это верно в том случае, если ваш магазин будет требовать  индивидуальной подстройки под особенности вашего бизнеса. Если же вы планируете делать типовой интернет-магазин, который можно запустить за 2-3 дня, требования к студии могут быть проще.

На этапе выбора подрядчика вы можете воспользоваться оценочной системой: в таблице написать важные характеристики веб-студии (качество портфолио, вежливость персонала и оперативность реагирования и т.д.) и проставить им баллы от 1 до 5. Затем выбрать три студии с максимальным количеством баллов, встретиться с ними лично или провести переговоры по скайпу, если студия находится в другом городе. Можно посмотреть отзывы о студии в соцсетях: только положительные отзывы должны, наоборот, вас насторожить, ведь никто не работает абсолютно идеально.

После того, как вы отправили выбранным студиям краткое описание своего сайта, обязательно изучите  типовой договор.

Как выбрать «правильную» веб-студию: чек-лист для заказчика
  1. У студии есть адрес, реквизиты.
  2. Есть фотографии руководства/сотрудников.
  3. На сайте есть хотя бы один неприятный отзыв клиента.
  4. Ищем отзывы в Яндексе или соцсетях/звоним клиентам.
  5. Есть описание процесса работы.
  6. Называют вилку цен и сроков, а не точные даты.
  7. Не предлагают откаты.
  8. Высылают договор и структуру ТЗ.
  9. Работают поэтапно.
  10. Есть похожие на ваш проекты.
Что должно быть в договоре с веб-студией?

Прежде чем начать работу с выбранной веб-студией, вы должны ознакомиться с типовым договором. Самый главный принцип, который должен соблюдаться в договоре, – принцип взаимной справедливости: равно защищаются права студии и клиента (юридически передаются права на материалы, указывается ответственность студии в случае нарушения авторских прав, сроков и т.д.).

Составляем «правильный» договор: чек-лист для заказчика
  1. Предмет договора – разработка интернет-магазина или выполнение работ по сайту (в приложениях по договору).
  2. ТЗ как приложение к договору или результат первого этапа.
  3. Детальная смета и сроки – после первого этапа.
  4. Прописаны случаи изменения цен в смете.
  5. Указана ответственность сторон за нарушение сроков (досудебная).
  6. Прописан чужой копирайт.
  7. Указаны ответственные лица.
  8. Платежи разбиты на этапы 50/50.
  9. Передача прав, исходных  материалов, документации.
  10. Гарантия.
Вам могут прислать бриф - обычно он очень детальный и занимает не одну страницу. Не поленитесь заполнить его по максимуму, так вы еще раз внимательно проработаете свой проект. Если же в брифе фигурируют абстрактные понятия, например, «Напишите, какой логотип вам нравится или не нравится», то вам выслали шаблон, который потом вряд ли вдумчиво будут изучать. Хороший менеджер веб-студии, прежде чем высылать бриф, изучит ваши материалы и спросит только то, что ему стало непонятно в вашем проекте.

Теперь о смете. Хорошая веб-студия понимает, что составить смету до этапа проектирования (создания прототипа) невозможно. Только после согласования ТЗ и проектирования. Это и ваша страховка от того, что в смете будут пропущены важные для вас моменты. Если они всплывут позже, в процессе разработки – вам придется платить за них дополнительно.

Зачем нужен прототип?

Для того, чтобы раз и навсегда определиться с тем, каким будет ваш интернет-магазин, как он будет работать и выглядеть, вам понадобится создать его прототип. Именно сейчас, на этапе проектирования, разработчик и заказчик окончательно договариваются о том, что будет представлять собой результат работы. Прототип сэкономит ваши деньги и время: его гораздо проще изменить, чем править макеты готового дизайна, вносить изменения в верстку.

Прототип – схематичная версия сайта, «черновик» сайта. Прототип может быть интерактивным, чтобы вы могли сами «пощелкать» все пункты меню, фильтры, перейти по ссылкам. Это ответственный этап разработки сайта, целиком и полностью касающийся бизнеса клиента, это онлайн-версия бизнеса, которая позволяет понять, с какой целью к вам пришли покупатели, и как вы их будете вести к покупке. Чем четче и удобнее мы проложим для покупателя дорожку к своей цели в нашем пространстве, тем вероятнее всего он совершит нужное нам действие.

Прототип обязателен для тех клиентов, кто хочет заказать индивидуальную разработку. Для типовых интернет-магазинов и магазинов под готовые решения он не нужен.

Не стоит разрабатывать прототип самостоятельно, или поручать эту задачу знакомым, фрилансерам и т.п. В идеале заниматься этим должна та компания, в которой планируете разрабатывать сам интернет-магазин.

Ошибки проектирования (создания прототипа): чек-лист для заказчика
  1. Нет четких целей и сценариев поведения посетителей.
  2. Забыли про мобильные устройства.
  3. Изобретаем велосипед сайт с нуля, а не используем стандарты.
  4. Интерфейс проектирует клиент, а не студия.
  5. Усложнение функций/страниц сайта без реальной необходимости.
  6. Нет в прототипах – нет на сайте.
  7. Не учитываются особенности платформы CMS.
  8. Нет интерактивности в прототипах.
  9. Нет тестирования на реальных покупателях.
  10. Дизайнер не утверждает прототип.
После утверждения прототипа и написания технического задания клиент получает обоснованную смету, которая в процессе разработки почти не меняется.

Кстати, клиент может обратиться с готовым прототипом в другую студию, если он по каким-то причинам передумал продолжать  с теми, кто этот прототип готовил.

И напоследок небольшой совет: покажите прототип своим друзьям, если они ваши потенциальные покупатели, и постоянным клиентам, чтобы они помогли вам найти неудобные места в навигации, структуре или регистрационных формах. Тестирование на реальных покупателях – хорошая возможность для студии и клиента осознать, насколько правильно они прошли этот процесс, и исправить ошибки еще на стадии проектирования.

Мы рассмотрели начальные этапы разработки интернет-магазина – это самые важные шаги, именно они формируют платформу вашего успешного сотрудничества с веб-студией. О  дальнейших,  производственных, этапах (верстка, программирование, дизайн и т.д.) мы поговорим в следующих публикациях.

Материал подготовлен на основе вебинара «Типичные ошибки при разработке интернет-магазина» компании «Инфоспайс».


Об авторе
По первой профессии - редактор, журналист (МГУ Печати). Работала шеф-редактором в крупных книжных издательствах и СМИ. Второе образование получила в сфере электронного бизнеса (Высшая школа экономики). Была главным редактором информационного портала, руководила интернет-проектами, в том числе в e-commerce. Занимается продвижением брендов в интернете, ведет обучающие семинары по продвижению соцсетях. Совладелец digital-агентства Veritas.