Следите за нами:
Про технологии Про бизнес Про опыт Про книги Прокачай!

Бизнес на старте: откуда должна прийти помощь

Для того чтобы e-commerce-проект, будь то интернет-магазин, онлайн-сервис или мобильное приложение заработал и принес прибыль, требуются не только стартовые инвестиции, но и административный ресурс, юридическая и консультационная поддержка. Куда бежать за подмогой создателям ИМ или других проектов в области e-commerce рассказываем сегодня.
Можно стучать в несколько дверей:
  • Организации, поддерживающие малый и средний бизнес в целом, к которому в большинстве случаев относятся создаваемые интернет-магазины;
  • Организации, нацеленные на поддержку стартапов в сфере IT и электронной коммерции;
  • Коммерческие структуры, оказывающие помощь за деньги.
Поддержка малого и среднего бизнеса

Большинство ИМ – это проекты малого и среднего бизнеса со штатом не более 100 человек, зарегистрированные в форме ИП или ООО. На государственном уровне поддержкой малого и среднего бизнеса занимает Министерство экономического развития. Сегодня основная преграда для предпринимателей, желающих получить господдержку – чрезмерная бумажная волокита как на этапе подачи заявки, так и при подготовке отчетности. Но, возможно, стоит рискнуть?


3 вида программ поддержки: федеральные, ведомственные и региональные. По стартапам в области e-commerce нужно смотреть перечень программ, действующих в вашем регионе и искать те, которые подходят по тематике.

На сайте  Минэкономразвития также собраны правовые акты, касающиеся прав малого и среднего бизнеса. К услугам предпринимателей сервис «налоговый калькулятор для ИП».


Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства. Членом ОПОРы может стать любое физическое или юридическое лицо, размер членского взноса – 5000 рублей в год. Организует обучение (конференции и вебинары), правовую поддержку через Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов (нужно подать заявку на рассмотрение вашей ситуации). Бюро действует на безвозмездной основе.

Поддержка проектов в сфере IT и электронной коммерции

Здесь раскинули сети бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные инвесторы, бизнес-ангелы и акселерационные программы. Как правило, помогают комплексно – учат вести бизнес, предоставляют площадки и инфраструктуру, выделяют финансирование. Так как большинство программ находится в частных руках, то бюрократии здесь меньше, но возрастает роль человеческого фактора. Нужно суметь «продать» себя и свой проект.


Акселератор и венчурный фонд, инвестирует, в том числе в электронную коммерцию и мобильные приложения. 

Для получения поддержки нужно пройти 2 этапа отбора (питч-сессия и выступление на Презентационном дне). В случае выбора вашего проекта предоставляют 2 транша инвестиций. С проектами, прошедшими 1 тур, iDealMachine работает индивидуально: проводит лекции, мастер-классы, разбирает кейсы от успешных предпринимателей.


Рассматривают программы в области e-commerce. Инвестор – Аркадий Морейнис. В качестве метода отбора используют мероприятие Startup Weekend, где создатели проекта общаются с экспертами, после чего могут доработать идею и представить пилотную версию проекта. Отобранные проекты получают от $20.000 до $100.000. Желающих участвовать много, поэтому обращаться стоит в том случае, если есть действительно необычный сервис и хорошо подготовлено технико-экономическое обоснование.


Фонд развития интернет-инициатив. Оказывает консультационную и финансовую поддержку онлайн-стартапам. Приоритеты – образовательные, законодательные и инфраструктурные проекты. Для подачи заявки необходим статус юридического лица. По итогам конкурсного отбора проекты получают 800 тыс. рублей (1 транш), далее 600 тыс. рублей на акселерацию, условие – доля в проекте размером в 7%.


Бизнес-инкубатор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). Работает с проектами в области электронной коммерции. Впрочем, среди реализованных проектов нет ни одного интернет-магазина, в основном это сервисы и приложения для смартфонов. Размер финансирования для проектов, прошедших отбор - $20 000 pre-seed инвестиций.

Несмотря на всю привлекательность идеи поддержки, вопрос «обращаться ли за помощью?» остается открытым. И дело не только в потраченном времени и силах, но и в том, насколько независимым сможет оставаться проект, получив стороннюю поддержку. Опытом участия в акселерационных программах делится Екатерина Рыжкова, директор по связям с общественностью Supl.biz

«Мы часто принимаем участие в конкурсах – это отличный инструмент для того чтобы вывести свой проект, компанию на новый уровень, да и вообще лучше узнать свою компанию изнутри. Да, заполнение конкурсной заявки – дело не пяти минут, даже не одного дня, но это помогает создать отличное представление вашего проекта. У разных акселерационных программ встречаютсятиповые вопросы, поэтому обязательно сохраняйте шаблоны заполненных заявок».

Осенью 2013 года Supl.biz приняли участие в первом наборе программы ФРИИ, который включал в себя две формы акселерации:

1. Оффлайн-акселерация (инвестиции в размере $25 000 за 7% компании,  обязательными условиями являются переезд 2-3 членов команды в коворкинг ФРИИ на 3 месяца и посещение лекций в Москве).
2. Онлайн — удаленная форма акселерации, в рамках которой команда работает со своим трекером по Skype, ставит цели и отчитывается в их выполнении. Лекции можно смотреть в видеозаписи или посещать очно, если находитесь в Москве.

Екатерина Рыжкова: «Мы попали в онлайн-акселератор. Подали заявку, потом было 15-минутное skype-интервью, через пару недель мы узнали, что вошли в ТОП-100. Потом был День отбора проектов в оффлайн, где основатель площадки Supl.biz Евгений Дьяченко выступал с 5-минутным докладом перед экспертами. Было желание попасть в оффлайн, но мы колебались: переезд трех членов команды на 3 месяца в Москву означал, что мы спустим все $25 000 инвестиций «на еду» (жилье, еда, перелеты). В итоге, не прошли в оффлайн. Конечно, немного расстроились, но понимали, что нам не сильно хотелось бы отдавать 7% компании «за еду».

Онлайн-акселерация для Supl.biz заключалась в определении метрик проекта (измеримых числовых параметров, которые характеризуют успешность), которые раз в неделю контролировались трекером.

Среди плюсов первого отбора ФРИИ Екатерина Рыжкова отмечает интересные лекции, полезные знакомства, а также интерес СМИ к проекту – после участия в программе ФРИИ вышло несколько положительных публикаций о Supl.biz.

Среди минусов Екатерина называет то, что ФРИИ «практически забыл» про проекты из онлайн-акселератора: видеозаписей лекций почти не было, в конце акселератора большинство проектов из онлайн-программы не было допущено до DemoDay (представление проектов инвесторам), участие в котором обещали на равных всем проектам. 

Екатерина Рыжкова: «В результате от участия в проекте остался очень широкий спектр эмоций. В любом случае, мы очень рады, что участвовали 3 месяца в онлайн-акселераторе. За это время почти все показатели на нашем проекте выросли в 4 раза: число заказов, число откликов, посещаемость ресурса. В 2014 году мы вновь подали заявку в очередной набор ФРИИ, но, к сожалению, не прошли».

Второй опыт участия в акселерационных программах для Supl.biz – акселератор Qiwi Universe и бизнес-инкубатора МГУ – конкурс для всех желающих команд с технической спецификой бизнеса или идеи. «Заявка на Qiwi была чуть проще, чем на ФРИИ, точнее, чуть короче. К сожалению, в акселератор мы так и не попали. Причина была объективной – на момент подачи заявки только несколько человек из команды могли принимать участие в акселераторе. В любом случае мы вынесли для себя полезный опыт и знаем, на какие моменты стоит обращать внимание в следующий раз», – продолжает Екатерина Рыжкова.

Наверное, в этом состоит несомненный плюс конкурсных программ – они позволяют пристально взглянуть на свой проект, определить KPI, в общем – немного систематизировать хаос стартапа. И даже если не получится привлечь инвестиции, полезные знакомства и новые идеи для ведения бизнеса гарантированы. 

Об авторе
PR- и event-специалист, журналист, преподаватель.
Более 6 лет работала в компаниях СПб в должностях менеджера проектов, специалиста по связям с общественностью, pr-директора (digital, телекоммуникации, СМИ, реклама). C 2010 года — фрилансер, преподаватель высшей школы. С 2013 года - автор портала Prograbli.ru.
Кандидат экономических наук. Автор учебных курсов курсов "Event менеджмент как инструмент маркетинговых коммуникаций",
"Корпоративная и социальная ответственность бизнеса".