Следите за нами:
Про технологии Про бизнес Про опыт Про книги Прокачай!

Как застраховаться от недобросовестной курьерской службы?

Алексей Прыгин, генеральный директор, МаксиПост

Выбор правильного подрядчика по доставке – вопрос исключительной важности. Курьерская доставка – это сервис, напрямую влияющий на финансовые показатели своих заказчиков. Чем выше скорость доставки и процент выкупа, тем больше конечная прибыль интернет-магазинов. Онлайн ритейлеры зависят от результатов работы логистической компании материально, и если подрядчик внезапно прекращает работу, бизнес интернет-магазина может понести существенные потери. Худший вариант – если исполнитель еще и деньги за посылки не возвращает. Это уже удар ниже пояса. Безусловно, предпринимательская деятельность всегда связана с рисками, но, если эти риски а)знать, б)правильно оценить, их можно существенно снизить. 

Опасность бесплатного сыра 

К «группе риска» относятся либо никому не известные, либо недавно вышедшие на рынок молодые компании. Часто, пытаясь привлечь внимание заказчиков, они предлагают очень маленький тариф на доставку. С одной стороны – почему бы нет? Кто не хочет сэкономить? Но если величина тарифа заметно ниже среднерыночной, это повод задуматься. Дело в том, что «демпинговать» на тарифах, без потери устойчивости бизнеса, может позволить себе только достаточно крупная компания, которая покрывает свои издержки за счет больших оборотов. Или компания, которая получила внешние инвестиции. Если же бизнес невелик, а тариф выглядит более чем привлекательно, это очень рисковое предприятие. Рано или поздно выручки на покрытие расходов станет не хватать, и чтобы поправить свои дела, курьерская компания может залезть в ваш карман.
 
Как бороться с искушением с помощью… арифметики

Всем понятна задача снизить затраты на доставку. Искушение тем более велико, если среди ваших знакомых уже есть те, кто уже воспользовался услугами дешевого поставщика и вполне доволен результатом. Ну а зачем вы будете платить за доставку больше, чем другие? К тому же вам просто нравятся эти ребята (это, кстати, тоже очень важный фактор при выборе службы доставки). Оценить риски можно с помощью следующего несложного расчета. Например, вы магазин, у которого 20 заказов ежедневно, а средний чек составляет порядка 3000 рублей. Это означает, что каждый день курьерская служба получает 20х3000=60000 ваших рублей (допустим, что все заказы доставляются и выкупаются). Если у нее тариф ниже рыночного на 50 рублей, то каждый день вы экономите на доставке 20х50=1000 рублей, а спустя полгода это сумма вырастает до 120 000 рублей (с учетом шести рабочих дней: 20х6х1000). Если же в этот момент служба неожиданно прекращает перечислять вам ваши деньги, то ровно через два дня вы рискуете «выйти в ноль» и потерять все, что было сэкономлено ранее (60000х2=120000). А уже с третьего дня – уйти в минус. 
Масштаб бизнеса – не гарантия добросовестности

Риск невозврата существует не только при работе с мелкими компаниями, идущими на неоправданные риски для своего и чужого бизнеса. Даже если курьерская компания является платежным агентом, это не делает потерю денег менее вероятной. По закону о платежных агентах (103 ФЗ) служба, с одной стороны, обязана собирать деньги на спецсчет и не может оплачивать с него какие-либо услуги, а с другой, - имеет право перевести эти деньги на любой из своих обычных банковских счетов, то есть, по сути, может пользоваться ими как хочет. И подобного рода истории на рынке случались. Другими словами, сохранность ваших денег зависит не только от платежеспособности поставщика, но и его добросовестности. 

Не рассчитывайте на гарантии

Какого выбрать поставщика, крупного или мелкого, именитого или мало известного, рисковать или нет в погоне за низкими ценами – каждый решает на свое усмотрение. Всегда есть шанс положительного сценария: не исключено, что, работая хорошо, небольшая компания, в конце концов, выйдет на нужные ей для «отбивки» низких тарифов обороты. И наоборот, казалось бы, проверенный временем поставщик неожиданно исчезнет вместе с вашими деньгами. Угадать развитие событий достаточно сложно, но есть одна вещь, о которой нужно помнить всегда: никаких гарантий возврата вам ваших средств, в принципе, не существует. Ваши отношения с контрагентом регулируются только договором между вами и курьерской службой. Это значит, что единственный способ вернуть ваши деньги, это идти в суд. Мероприятие это долгое и хлопотное, к тому же выиграть дело не всегда достаточно, чтобы получить деньги. Служба доставки могла разориться или у нее просто нет денег, или же она перевела их с известных вам счетов на другие и так далее. 
Другими словами, никто не уменьшит ваши предпринимательские риски кроме вас самих. Чтобы застраховаться от недобросовестных поставщиков, соблюдайте несколько важных правил. 

Советы по снижению рисков
  1. Работайте с несколькими службами. Вероятность, что сразу две или более служб разоряться, невелика. Если у вас небольшие объемы и нет желания или ресурсов делить их на двух подрядчиков ежедневно, составьте «график» и передавайте заказы от одной службе к другой попеременно (например, через день). Если одна из служб стала регулярно задерживать выплаты, перебрасывайте все объемы в другую компанию.
  2. Следите за новостями о ваших службах. Если служба с низким тарифом вдруг стала очень быстро развиваться (увеличила склад, открыла филиалы в регионах или пункты выдачи, сделала ребрендинг или существенно улучшила свой сайт) и при этом не получила внешние инвестиции, это опасный сигнал. Он говорит о том, что очень скоро может возникнуть «кассовый разрыв». 
  3. Если у вас только один подрядчик, и он перестал перечислять вам деньги (и это не один день, и не два, потому что вполне могли быть обоснованные причины неуплаты, например, сбой информационной системы, проблемы с банком или сотрудник, который считает деньги, ушел в отпуск :-) ), не медлите и срочно ищите новую службу. Курьерских компаний достаточно, и среди них много тех, кто работает хорошо. У качественного логиста процесс от начала переговоров до старта займет 1-2 дня.