Следите за нами:
Про технологии Про бизнес Про опыт Про книги Прокачай!

Как заработать на образовательных проектах в сети?

Онлайн-образование – очень перспективная ниша. Знания стремительно устаревают, чтобы не выпасть из обоймы нужно постоянно доучиваться. Пользователи предпочитают получить знания дистанционно, на краткосрочных интернет-курсах и тренингах. Времени катастрофически не хватает, не каждых позволит себе потратить несколько лет и приличную сумму денег на второе высшее. Дистанционные курсы в сети позволяют учиться только тому, что нужно и там, где удобно.

Анна Кузьмина

О перспективах создания образовательных проектов и их монетизации мы говорим с экспертами:
  • Александром Вульфовичем, исполнительным директором проекта Besmart.net
  • Глебом Юрьевым, учредителем проекта Younico.ru
  • Кириллом Шихановым, COO проекта Stepic.org
Выбираем нишу

Для начала определитесь с целями – кого учить и чему. Большинство существующих проектов, как российских, так и зарубежных – универсальны. На них можно найти и курс по биоинформатике от профессоров Гарварда и курсы игры на гитаре. Брать только одну сферу, скажем, экономику или медицину, для образовательных проектов сегодня рискованно – это сильно сужает целевую аудиторию. Образовательный бизнес окупится при наличии десятков тысяч постоянных пользователей, хотя многие из них предпочли бы бесплатное обучение. 

Монетизировать или нет

Схем монетизации несколько:
  • Платные курсы
  • Привлечение инвестиций и спонсорских средств
  • Заработок на медийной рекламе
  • Платные сопутствующие услуги – сертификаты, репетиторство и др.
Остальные варианты – смешанные. Скажем, часть курсов предоставляется бесплатно, часть – с топовыми спикерами – платно. 

Привлечение инвестиций – не монетизация как таковая, но на сегодня этот вариант лидирует по рынку онлайн-обучения. У истоков крупнейших западных проектов Сoursera.org, Edx.org, Udacity.com стоят профессора Стенфордского, Гарвардского университетов,  Массачусетского технологического института с инвестициями от учебных заведений, привлеченным венчурным капиталом. Эти ресурсы созданы как некоммерческие, их цель – сделать знания доступными. Для привлечения инвестиций ключевую роль играет качественный контент, сотрудничество с крупными вузами и учеными с мировым именем.
 
Другая схема – продажа курса пользователю. Здесь приоритет смещается в сторону востребованности контента, и тренинг личностного роста может принести учредителю больше дохода, чем курс квантовой физики. 

Разные цели – разные способы монетизации

Александр Вульфович говорит, что «создатели должны подбирать способ монетизации в зависимости от целей и задач каждой платформы». Но в одном эксперт твёрдо уверен – качественный образовательный контент не может и не должен быть бесплатным. Даже пример Coursera для Александра не убедителен: «В случае Coursera за пользователя платит спонсор, но надолго ли его хватит. В любом случае, онлайн-платформа, предлагающая качественно сделанные образовательные материалы, на мой взгляд, должна взымать с пользователя плату за уроки. Это позволит ей развиваться, повышать качество услуг и даст пользователю дополнительную мотивацию учиться».

Глеб Юрьев говорит, что проект Younico задумывался (и является на сегодня) скорее социально-ориентированным. «Это несколько усложняет бизнес-модель.

Если говорить кратко, у нас предполагается несколько финансовых потоков: от размещения платных курсов, от проведения наших собственных курсов, а также от консультирования». Что касается разработки проекта, то, по словам Глеба Юрьева, он развивается на средства и силами создателей, «никакие внешние инвестиции в проект не привлекались до сих пор».

Проект Stepic.org не берет денег ни с пользователей, ни с авторов — все уроки и курсы бесплатны. «Также любой может размещать свои уроки и курсы бесплатно. На Stepic.org нет рекламы», — рассказывает Кирилл Шиханов. Финансовая информация по инвестициям в проект не раскрывается. 

Где находить контент

Здесь тоже несколько вариантов:
  1. Сделать платформу открытой для размещения контента авторами, но модерировать контент.
  2. Заключать партнерские соглашения с учебными заведениями, которые будут отбирать и модерировать курсы для публикации.
  3. Лично контактировать с выбранными преподавателями, запрашивать у них курсы или разрешение на публикацию.
Например, среди партнеров Younico есть как государственные ВУЗы, так и частные компании. «Совсем скоро при поддержке Ecwid будет запущен интерактивный курс по созданию интернет-магазинов с нуля. Этот курс будет включать также и платную часть, – рассказывает Глеб Юрьев. – Загружаем контент мы сами, преподавателям не нужно осваивать работу с системой, они готовят материалы в удобной для них форме». 

В случае BeSmart.net материалы выкладывает сам автор, которому предлагается публичный договор – оферта, регламентирующий права сторон. «В отличие от подавляющего большинства российских e-learning сайтов Besmart.net -  не генератор контента. Это площадка, где пользователи сами монетизируют свои знания –зарабатывают, выкладывая собственные уроки и курсы», – говорит Александр Вульфович. Сервис предусматривает также публикацию бесплатных материалов. С платных уроков проект удерживает комиссию в размере 25% от выплаченной преподавателю суммы.

Рынок и конкуренция

Основные конкуренты российских проектов сегодня – это западные бесплатные платформы онлайн-обучения. Уже сегодня Coursera предлагает уроки с русскими субтитрами и сотрудничает с 3 российскими вузами. «Хотя в данный момент у зарубежных образовательных компаний Россия не среди приоритетных направлений, в отличие, например, от испаноговорящих стран и Китая, в ближайшее время будет бум на локализации, – предполагает Кирилл Шиханов. – Взглянуть хотя бы на перевод Courser’ы, сделанный ABBYY. И тогда любой школьник, студент или выпускник может выбрать, у кого он хочет учиться онлайн — у MIT, Harvard или у любого российского ВУЗа. И выбор будет не в сторону последнего».

«В России площадку, позволяющую пользователям монетизировать свои знания, одно время создавал intellectPlanet, но по неизвестным причинам они закрыли сайт», — рассказывает Александр Вульфович. Из западных площадок с функционалом, сходным с BeSmart.net, Александр называет Udemy.com и Mindbites.com. Конкуренции со стороны оффлайновых образовательных программ, по его мнению, опасаться не стоит, «это сродни конкуренции между театром и кино, и у тех, и у других свои цели, задачи и аудитория». Основное преимущество онлайн-обучения – получить те знания, которые получить в оффлайне гораздо труднее и дороже.

Проблемы

Помимо конкуренции со стороны западных игроков, есть внутренние проблемы российского рынка онлайн-образования. Это проблемы переходного периода – отсутствие нормативной базы по авторским правам, стандартов качества образовательных программ.

Александр Вульфович: «Главная сложность рынка онлайн-обучения в России – это его отсутствие, а также отсутствие культуры потребления образовательных онлайн-программ. Те компании и учебные заведения, которые сегодня создают образовательные онлайн-проекты, только начинают формировать этот рынок. И, конечно, сталкиваются со всеми проблемами, которые сопровождают формирование любого рынка – несовершенство законодательства, проблема с защитой авторских прав, непонимание организации процесса обучения через интернет у многих, даже «продвинутых» пользователей».

Глеб Юрьев: «Что касается сложностей, думаю, это качественный и полезный контент. Сейчас уже очень много бесплатного материала (включая курсы MOOC-формата), этим никого не удивишь, такие курсы доступны на разных языках, в том числе их становится больше на русском. Поэтому у слушателя уже есть выбор, и он становится более требовательным к содержанию и качеству контента»

Кирилл Шиханов: «Сейчас большинство компаний делают либо платформы (то есть, каналы дистрибуции образовательного материала), либо контент (то есть, сами материалы — видео, тексты, и т.д.) В случае с платформами дело будет обстоять так же, как и с социальными сетями в свое время — останется пара главных игроков, остальные либо отпадут, либо так и будут полуживыми висеть (как Google+), либо уйдут в нишу (как Instagram). Вопрос останется только — кто будет выстраивать вертикаль? Ведь помимо распространения материала есть еще потребность в проверке учащихся, обратной связи от преподавателя, практическому применению знаний. Вплоть до студенческих библиотек, спортзалов и общежитий.

Преуспеют те, кто будет не догонять, а уже ждать на новом месте».

Перспективы

Несмотря на сложности, рынок будет развиваться; лидерство останется за теми, кто выжил в переходный период. Александр Вульфович считает, что через 2-3 года Россия начнет постепенно сокращать отставание в этой сфере от США и западно-европейских стран. Он также перечисляет самые востребованные тематики курсов:
  • Менеджмент;
  • Психология;
  • Воспитание детей;
  • Научно-популярная медицина.
Стартапам в сфере онлайн-обучения стоит обратить внимание на кооперацию с вузами. 9 января этого года вышел приказ Министерства образования и науки «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». В нем вузам разрешают заменять часть аудиторной нагрузки электронными дистанционными курсами. 

Глеб Юрьев замечает, что российские вузы участвуют в проектах по дистанционному образованию или запускают собственные. Кирилл Шиханов соглашается, что вузы могут уже сейчас внедрять смешанное обучение, где преподаватели выступают в качестве менторов, предлагая студентам образовательные траектории и лично проверяя их успеваемость. Освоение курса при этом ложится целиком на студентов. 

Разработчики могут включиться в сотрудничество с вузами, адаптируя их образовательные программы под формат онлайн-курсов. Теоретически под проекты такого формата можно привлечь не только венчурные инвестиции, но и государственные субсидии. 

Правда, о массовом переходе на дистанционное обучение говорить не приходится. Доцент СПбГЭУ Ольга Швецова считает, что администрация государственных вузов не пойдет на масштабную переработку учебных курсов: «Не все преподаватели готовы перейти на формат e-learning в силу отсутствия навыков, устоявшихся стереотипов. Помимо этого администрацию вузов может пугать путаница между заочным обучением и очным с дистанционными программами, и то, что качество образования в таком формате сильно снизится».

Кирилл Шиханов обозначает еще одну траекторию развития – адаптивное образование, по примеру проекта Knewton (адаптация курсов под особенности восприятия информации конкретным студентом). 

Надо сказать, что заработок на образовательных проектах сегодня – не самая простая сфера, требующая не только стартовых инвестиций, но и хорошего понимания процесса обучения, рынка образовательных услуг. Зато здесь есть шанс разглядеть перспективы и сработать на опережение рынка, заняв собственную уникальную нишу.

Об авторе
PR- и event-специалист, журналист, преподаватель.
Более 6 лет работала в компаниях СПб в должностях менеджера проектов, специалиста по связям с общественностью, pr-директора (digital, телекоммуникации, СМИ, реклама). C 2010 года — фрилансер, преподаватель высшей школы. С 2013 года - автор портала Prograbli.ru.
Кандидат экономических наук. Автор учебных курсов курсов "Event менеджмент как инструмент маркетинговых коммуникаций",
"Корпоративная и социальная ответственность бизнеса".