Следите за нами:
Про технологии Про бизнес Про опыт Про книги Прокачай!

Все через кассу: как соблюсти требования налоговой о выдаче чека в момент покупки

Не так давно в интернете было опубликовано официальное письмо ФНС, разъясняющее сотрудникам налоговой службы и налогоплательщикам требования законодательства о выдаче покупателю кассовых чеков именно в момент покупки. Примечательно, что сам закон действует уже давно, но вот письмо, где наконец, даны инструкции налоговикам в отношении нерадивых продавцов, наделало много переполоху в среде интернет-предпринимателей. Мария Сысойкина

Чего требует закон

Еще раз сформулируем, что же требует от нас налоговая служба, и что считается нарушением закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ), продавцы обязаны выдавать покупателям (клиентам) кассовые чеки, отпечатанные контрольно-кассовой техникой. При этом, не важно, осуществляется ли наличный денежный расчет или платеж картой.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателям (клиентам) кассовые чеки, отпечатанные именно в момент оплаты. Погрешность может составлять не более 5 минут.

Выдавать покупателю чек, напечатанный ранее, чем за 5 минут до момента оплаты, закон запрещает.

На самом деле, письмо – это лишь инструкция для налоговиков. Такие документы появляются по решению верховного или высшего арбитражного суда. В данном случае речь шла о том, что на кассах установлено не правильное время (особенно актуально при розничной торговле алкоголем). А ФНС в последнем абзаце письма обобщило все эти требования еще и на дистанционную торговлю, что выглядит не очень логично.

Кому выполнять

Итак, после появления этого письма поднялся переполох.

Мнения относительно этого закона расходятся. Что делать – никто не знает, ибо приобретать кассовые аппараты - затея дорогостоящая, даже для крупной компании.

И если большой магазин может себе позволить раскошелиться на несколько десятков касс и их ежегодное обслуживание, то с маленькими магазинчиками все иначе.

Многие полагают, что особой проблемы нет. Те, кто может себе позволить свою курьерскую службу, сможет раскошелиться и на ККТ. А маленькие магазины все равно частенько отдают на аутсорс не только доставку, но и инкассацию.

Вывод о том, что весь груз ответственности переляжет на логистические компании, кажется вполне логичным – да, придется потратиться на кассовые аппараты, но ведь службы доставки вроде бы не бедные.

«Уверена, что логистические компании могут себе позволить дооснастить курьеров кассовыми аппаратами, так что повода для паники нет – полагает Светлана Сорокина, PR-директор компании «Сотмаркет». Своя курьерка у маленьких компаний как правило только в Москве. Но опять же, это не столь гигантские вложения, чтобы нельзя было себе позволить. Быстрого перехода на оплату онлайн не будет, в России 80% платежей принимается наличными».

При этом сами логистические компании не согласны с такой расстановкой. Комментирует Андрей Кистенев, основатель и генеральный директор службы доставки Shop-Logistics:

«Выполнение данного требования - не самое дешевое удовольствие. Например, для нас при текущих объемах оснастить всех водителей кассовыми аппаратами будет стоить порядка 2 млн рублей в год. А еще через год, вероятно, уже 4 млн. Плюс сильно возрастает административная нагрузка: учет того, какая касса за каким водителем закреплена, какой водитель когда их получает и сдает. Что делать, в случае если касса сломалась на маршруте, или если она утеряна курьером. Очень много моментов».

И вопрос не только в деньгах. Есть и другие причины, по которым не всегда получится переложить задачу выдачи чека на службу доставки. Напомним, что курьерская служба – это агент. А магазины, которые продают технически сложные товары, просят, чтобы на чеке кроме агента также был указан продавец. Это требования сервисных центров, куда покупатель может обращаться по гарантии. В случае если курьерская компания использует фискальный регистратор, подключенный к учетной системе, не проблема эту информацию выводить на чек. Если же использовать обычные мобильные кассы, то до конца не понятно как решать этот вопрос. Это очень серьезный аргумент против данной инициативы.

Как выполнять

Очевидно, что выполнять требования закона нужно. Но пока готового ответа никто не дает – большинство участников электронной торговли заняли выжидательную позицию, что называется, «до первого штрафа».

Теоретически, как только будет назначен первый штраф на основе данного письма, его можно будет оспорить в судебном порядке – многие владельцы интернет-магазинов сходятся в этом мнении. И совсем не факт, что решение суда будет в пользу контролирующего органа. Чек пробит, фискальная функция выполнена, налоги заплачены. Зачем усложнять жизнь участникам рынка? Тем более, что как уже было сказано выше, данное решение сложно выполнимо на практике.

Кроме того, есть надежда, что сейчас включатся в работу различные ассоциации, которые работают на рынке e-commerce и объединяют их участников. Владельцы интернет-магазинов рассчитывают, что ассоциации попытаются повлиять на это решение налоговых органов, чтобы отыграть все назад.

Хотя, АКИТ, похоже, выступать против этого решения не собирается - в комментариях газете «Коммерсантъ» ассоциация продолжает придерживаться своей политики, и полагает, что инициатива ФНС позволит сократить объемы «серого» рынка.

Герман Клименко, глава Ассоциации по развитию электронной коммерции, полагает, что ситуация с требованиям налоговой наоборот будет только полезна бизнесу. По его словам, ассоциация собиралась выступить с собственной, весьма схожей инициативой – запретить службам доставки перевозить наличные, а вместо этого снабдить каждого курьера мобильным устройством для оплаты банковской картой.

Сейчас руководство ассоциации готовит обращение в ФНС с предложением создать рабочую группу, с целью привести действующее законодательство о ККМ в соответствие с реальностью современного бизнеса.

«Если говорить серьезно, то запрет наличных будет благом для всей системы интернет-торговли, – считает Герман Клименко. Мало того что в белую, так и рисков меньше. На самом деле курьеры - это само по себе большой фактор риска. Да и покупатель на сегодняшний день находится в очень удобном положении, как на рынке: сперва попробую, посмотрю, могу не приехать к назначенному времени. Все это порождает у магазинов и дополнительные расходы на курьеров, и накопление "отказных" товаров. А теперь средний и малый бизнес более настойчиво будет предлагать покупателям оплачивать товар на сайте».

Если же в ближайшее время (несколько месяцев) ничего не изменится, то придется, конечно, подстраиваться под решение, вводить мобильные кассовые аппараты и выполнять требования, полагает Андрей Кистенев. По его мнению, выполнение этих требований - это вопрос издержек. И эти издержки, к сожалению, будут переложены на конечного потребителя.

Чего точно не стоит делать

Самые изобретательные участники рынка уже сейчас пытаются придумать, как обойти данное нововведение. Так, например, на форуме Searchengines было предложено: «А если курьер приезжает на место, отдает товар, получает деньги и тут же звонит в магазин (в течении 5 минут), где пробивают чек. Чек после этого в любой момент может забрать покупатель, заехав в магазин». 

Мы категорически не советуем вам изобретать подобные «костыли», даже если у вас нет практической возможности исполнять требования закона.

Об авторе
Главный редактор "ПроГрабли".
Автор статей и редактор проекта DigitalWorkplace.ru.
В прошлом - программист, пиарщица, журналист-фрилансер, редактор журнала "Мир ПК".
Победитель конкурса Online Retail Media Awards 2014 в номинации "Лучший журналист. Интернет-СМИ/ информационные агентства".